Бастард
Незаконнорождённый, внебрачный ребёнок лорда. Факт существования внебрачных детей для Вестероса был скорее нормой, причем исключительно распространенной. Тем не менее, считалось, что бастарды рождены от похоти и лжи, и ничего хорошего в мир не несут. Это суеверие разделяли как благородные, так и простые сословия.
«Подлое» происхождение не мешало бастардам становиться рыцарями — по обычаям Вестероса, в рыцари мог быть посвящен человек любого происхождения.
Как правило, незаконнорожденные дети росли вдали от благородного родителя (родительницы), и он или она могли даже не вспоминать о своих детях, и никто за это их не осудил бы. Если оба родителя принадлежали к дворянам, их незаконный ребенок не считался человеком низкого происхождения, хотя в любом случае не имел права на фамилию отца.
По желанию владетельного родителя бастард мог быть узаконен; для этого необходимо было обратиться к королю, специальным указом утверждающему права бывшего бастарда. Только король мог узаконить бастарда. Бастард в этом случае получал фамилию родителя и право наследовать его титул и земли; тем не менее, он автоматически помещался в самый конец очереди наследования и мог принять лордство лишь в случае отсутствия каких угодно других наследников мужского или женского пола (на Севере — только мужского).
В качестве герба посвященный в рыцари бастард мог взять себе измененную версию герба отца. Чаще всего на гербах просто меняли местами цвета, иногда добавляли так называемую бастардову перевязь — bend sinister, красную диагональную полосу, перечеркивающую герб.
По фамилии бастарда можно было судить о происхождении его благородного родителя. В каждой области Вестероса бастардам — вне зависимости от того, чьими детьми они были — присваивались одни и те же традиционные фамилии.
Традиционные фамилии по областям:
Сноу - Snow (снег) = Cевер
Стоун - Stone (камень) = Долина Аррен
Шторм - Storm (шторм, гроза) = Штормовые Земли
Риверс - Rivers (река) = Речные Земли
Флауэрс - Flowers (цветок) = Простор
Пайк - Pyke (пик) = Железные Острова
Хилл - Hill (холм) = Западные Земли
Сэнд - Sand (песок) = Дорн
Уотерс - Waters (вода) = Королевские Земли
Фамилия давалась именно по месту рождения, а не по происхождению родителя, то есть зачатые и рожденные в разных областях бастарды одного и того же лорда получали разные фамилии. Так, бастарды Роберта Баратеона Эдрик Шторм и Мия Стоун были рождены в Штормовом Пределе и Долине Аррен соответственно, получив разные фамилии.
Безликие
Существующее в Браавосе тайное общество убийц, поклоняющихся Многоликому — богу смерти. Центром деятельности Безликих в Браавосе является Черно-Белый Дом — храм Многоликого. Безликие славятся как искусные, но крайне дорогостоящие наемные убийцы. Они на самом деле могут менять облик и принимать чужие личины, пользуясь какой-то магией.
В качестве девиза Безликие и те, кто с ними связан, используют, как пароль и отзыв две фразы на высоком валирийском: «валар моргулис» (все люди смертны) и «валар дохаэрис» (все люди должны служить).
Арья Старк в книгах познакомилась с одним из Безликих, Якеном Хгаром.
Дикий огонь
Горючая смесь, используемая в военных целях. Это исключительно ценное вещество готовит Гильдия Алхимиков; процесс приготовления дикого огня и его состав связан с магией и окружен множеством тщательно оберегаемых тайн. Алхимики, работающие с диким огнем, называются пиромантами. Сам дикий огонь они называют просто «субстанцией».
В обычных условиях дикий огонь представляет собой жидкость мутно-зеленого цвета. От холода он загустевает, а при нагревании приобретает консистенцию лампадного масла. Это очень летучее и очень текучее вещество; оно способно пропитывать ткань, дерево, кожу и, если верить алхимикам, даже сталь; таким образом, любой материал становится легковоспламеняющимся. Дикий огонь легче воды и при попадании в воду растекается по поверхности.
При воспламенении дикий огонь горит ярко-зеленым пламенем, «цвета желчи, нефрита и пиромантовской мочи». Он не тушится водой и вообще ничем, так как, по-видимому, содержит в своем составе окислитель и не нуждается в кислороде воздуха. Горение может продолжаться очень долго; известно, что тончайший слой дикого огня на мече Тороса из Мира был способен гореть целый час. Попытки потушить дикий огонь бессмысленны, так что остается лишь ждать, пока субстанция выгорит полностью. У моряков есть присказка, что нельзя пытаться тушить дикий огонь даже струей мочи, ибо «хрен отвалится». Большие количества дикого огня легко взрываются, производя разрушения.
Температура пламени дикого огня очень высока, от его жара плавятся самые прочные металлы и плоть стекает с костей, как воск. Пироманты говорят, что на свете есть только три вещи горячее дикого огня: драконье пламя, подземный огонь и летнее солнце.
Хранят дикий огонь в шарообразных глиняных горшках размером с кулак, с очень тонкими стенками; горловина запечатывается воском. Стенки сосуда намеренно делаются грубыми и шершавыми, чтобы сосуд не выскальзывал из пальцев. Сосуды, сделанные во времена короля Эйриса, имеют форму фруктов. Старые сосуды опасны — с годами субстанция становится более «капризной», способна воспламениться от малейшего нагрева, даже от солнечного света, и очень легко взрывается. Перевозка сосудов осуществляется в телегах с песком; кроме того, мастерские Гильдии снабжены примитивными, но действенными системами пожаротушения — над раздвижным потолком каждой мастерской находится комната с песком, которым можно немедленно засыпать очаг возгорания (вместе с незадачливым алхимиком). В хранилища со старыми сосудами, кроме того, закачивается вода.
Известно, что Эйрион Таргариен умер донельзя глупой смертью, выпив дикого огня. Он был убежден, что этот поступок превратит его в дракона, но дикий огонь воспламенился у него в желудке.
- Цитата :
- – Эйерион Чудовище? – Сказка о Принце, Который Возомнил Себя Драконом, была одной из самых страшных историй старой Нэн и очень нравилась маленькому брату Джона Брану.
– Он самый, хотя он себя величал Эйерионом Пламенным. Однажды, будучи в подпитии, он влил в себя сосуд дикого огня, сказав своим друзьям, что это превратит его в дракона, но боги по милости своей превратили его в труп.
Эйрис II Таргариен, напротив, относился к дикому огню донельзя серьезно, пироманты постоянно входили в его свиту. Он как минимум дважды казнил своих врагов с помощью «субстанции». Еще до битвы на Трезубце безумный король приказал заминировать всю Королевскую Гавань сосудами с диким огнем — он решил сжечь город в случае поражения: «пусть Роберт будет королем обугленных костей и жареного мяса». Осуществить это намерение не удалось — войска восставших вступили в Королевскую Гавань через открытые ворота, Джейме Ланнистер выследил и поодиночке убил всех алхимиков посвященных в последний приказ Безумного короля.
Красный жрец Торос из Мира, будучи умелым фехтовальщиком и большим любителем турниров, смазывал диким огнем свой меч и ходил в поединки с горящим в буквальном смысле мечом, пугая противников и их боевых коней. Это было эффектно, но не слишком-то экономно — после каждого турнира меч приходилось выбрасывать как пришедший в негодность.
Дикий огонь в битве на Черноводной. Кадр телесериала HBO.Наиболее масштабным применением дикого огня была битва на Черноводной во время Войны Пяти Королей. Флот Станниса Баратеона из более чем двухсот кораблей подошел по реке вплотную к городу и вступил в бой с малочисленным флотом Джоффри, тем самым попав в заготовленную Тирионом Ланнистером западню. Специально для нее еще задолго до битвы Серсея Ланнистер заказала пиромантам 10 тысяч горшков с диким огнем, Тирион подготовил огнеметные команды, приучившиеся стрелять из катапульт горшками с зеленой краской и лампадным маслом. Во время битвы река была перекрыта цепью, после чего большая часть вражеского флота была сожжена с помощью снаряженных диким огнем катапульт, настенных огнеметов и кораблей-брандеров. Практически все находившиеся на кораблях рыцари, матросы и солдаты либо сгорели заживо, либо утонули.
Прообразом дикого огня послужил греческий огонь — похожая горючая смесь, использовавшаяся в Византии с VII века н.э. и до самой гибели империи в 1453 году, оставаясь своего рода супероружием византийцев. Слова wildfire и Greek fire в английском языке были изначально синонимичны. Состав греческого огня, как и в Вестеросе, держался в глубокой тайне и остался неизвестным. Считается, что в рецептуру греческого огня входили сырая нефть, негашеная известь и сера. Кроме того, дикому огню в ПЛИО присвоены некоторые свойства современных напалмов, точнее, супернапалмов. Супернапалм — сгущенный бензин с загустителями и добавлением порошков легких металлов — не тушится водой и обладает очень высокой температурой горения; образующиеся при горении шлаки способны прожигать даже металлические конструкции (что и происходило с мечом Тороса).
Кайвасса
Популярная в мире Мартина настольная игра для двух игроков, ведется специальными фигурами на разграфленной в клетку доске. Кайвасса, как и шахматы, имитирует реальное сражение с разными родами войск; она требует терпения, логического мышления и умения планировать на многие ходы вперед. В мире Мартина кайвасса занимает место шахмат.
Фаны не дремлют...В кайвассе десять разных фигур, и все они ходят по-разному, причем некоторые присутствуют в игре более чем в одном экземпляре:
*Король. Предположительно потеря короля означает конец игры.
*Дракон. Это самая мощная фигура, подобная ферзю в шахматах; она «перелетает» через несколько полей (возможно, и горы тоже) и, видимо, через другие фигуры. Потеря дракона еще не означает проигрыш партии, но обычно прямо к нему ведет. Однако и оставление дракона в тылу - не меньшая ошибка, чем его преждевременное введение в бой.
*Слоны. В игре их по крайней мере два.
*Тяжелая кавалерия.
*Легкая кавалерия.
*Копьеносец. В игре их по крайней мере два.
*Требуше (камнеметательная машина). Требуше может убить неудачно поставленного дракона.
*Арбалетчик.
*Ополченец (rabble). Видимо, аналог пешки в шахматах.
Поле для игры в кайвассу состоит из полей трех цветов (а не двух, как в шахматах): на доске Мартеллов поля были из нефрита, сердолика и ляпис-лазури, т.е. зеленые, красные и синие. Фигурки двух цветов; у Мартеллов они были из оникса и слоновой кости, то есть черные и белые.
Начальная расстановка фигур не является фиксированной, как в шахматах: игрок приставляет к своей стороне доски некоторое количество специальных приставных полей (home squares) и располагает на них свои фигуры. Эти поля, похоже, используются и в ходе игры, то есть за их счет форма доски может меняться от игры к игре.
Кроме того, перед началом игры игроки занимают некоторые поля на своей стороне доски так называемыми горами. Горы уже нельзя двигать в дальнейшем, как мины в стратего; эти поля считаются непроходимыми, и их можно только обойти (хотя, возможно, дракон может перелетать горы). Правила кайвассы не позволяют создавать сплошную цепь гор через всю доску — между горами обязательно должны быть доступные для прохода поля-«перевалы». Эти поля можно занимать какими-то фигурами, например, слонами. Поскольку проходы упоминаются во множественном числе, гор в игре не меньше трех.
Иногда на время начальной расстановки доску перегораживают посередине ширмой, чтобы не мешать друг другу. Впрочем, в начале игры ширму все равно убирают. «Съеденные» фигуры убирают с доски.
Со слов Мирцеллы известна оборонительная стратегия игры в кайвассу — выставление в начале партии гор вперед и слонов между ними. Так обычно играл Тристан Мартелл. Мирцелла легко взламывала эту оборону драконом, возможно, благодаря его способности перелетать через горы и другие фигуры. Тяжелой кавалерией можно подкрепить уже выведенную вперед легкую.
Опытный игрок может предсказать победу или поражение в партии за несколько ходов; так, Тирион Ланнистер показал Юному Грифу, что король последнего находится в ловушке и его ждет мат в четыре хода.
Кислолист
Растение с тонизирующим действием, вызывает наркотическую зависимость. Весьма распространен в Семи Королевствах, в основном среди простонародья. Кислолист жуют или держат во рту, с непривычки у него неприятный вкус. Кислолист окрашивает слюну, зубы и десны жующего его человека в кроваво-красный цвет, поэтому кажется, что у того изо рта идет кровь. Из-за обильного слюноотделения жующий должен постоянно сглатывать «кровавую» слюну или сплевывать ее под ноги; у неопрятных людей от кислолиста на одежде остаются красные пятна. Кислолист продают в больших вязанках, от которых отрывают небольшие пучки и жуют.
В Вестеросе неизвестно курение табака (как не был табак известен и в средневековой Европе до Колумба) или иных курительных смесей, так что жевание кислолиста занимает место курения. Вероятным прообразом кислолиста является жевательный бетель - популярная в Юго-Восточной Азии жевательная смесь на основе собственно перца-бетеля и плодов арековой пальмы, тоже окрашивающая слюну в красный цвет.
Лунный чай
Отвар трав некоторого состава, применяется для прерывания беременности, либо контрацепции в Вестеросе. Рецепт приготовления Лунного Чая не был секретом: о нем знали от мейстеров Цитадели до знахарок одичалых. Достоверно известно, что с помощью Лунного Чая нежелательная беременность была устранена Серсеей Ланнистер и Лизой Аррен. Маргери Тирелл за просьбу изготовить ей Лунный Чай попала под подозрение в измене. В псевдосредневековье Мартина аборт не порицается.
Если верить Лизы Аррен, то в состав Лунного чая входили следующие компоненты: пижма, мята, горькая полынь, ложка меда и капля болотной мяты.
Лютоволки
Вид хищников, родственных волкам, водятся за Стеной. По сути, за всю сагу появлялось всего семь лютоволков: старая волчица, найденная мертвой с оленьим рогом в шее, и шесть щенят из ее помета: Серый Ветер, Леди, Нимерия, Лето, Лохматый Песик и Призрак.
Последний раз лютоволков к югу от Стены встречали двести лет назад, около 100 года после В.Э.. Вероятно, популяция лютоволков незначительна даже в землях Застенья — во всяком случае, ни Лето, ни Призрак не находили за Стеной себе подобных. Впрочем, Бенджен Старк утверждал, что нередко слышал вой лютоволков во время вылазок.
Лютоволки гораздо крупнее, свирепее и, возможно, умнее обычных волков. Даже подрастающие лютоволчата скоро обгоняют в росте обычных волков, а взрослые лютоволки размером с пони и в два раза больше даже самой крупной охотничьей собаки. Взрослый лютоволк способен запросто отхватить человеку руку, как пес перегрызает крысу; Серый Ветер, лютоволк Робба Старка, в Лагерной битве задрал дюжину лошадей и четверых солдат Ланнистеров. У лютоволка более круглая голова и более тонкая, выдающаяся вперед морда, чем у обычного волка, ноги по отношению к телу длиннее. Обычный цвет шкуры лютоволка — серый или черный; Призрак был единственным лютоволком-альбиносом.
Собаки и кони боятся лютоволков; непривычные к зверям лошади впадают в панику и начинают шарахаться и брыкаться.
На гербе Старков изображен серый лютоволк, бегущий по белому полю. В крипте Винтерфелла рядом со статуями погребенных там лордов есть изваяния лежащих каменных лютоволков. Трон Королей Севера в великом чертоге Винтерфелла украшен резными головами лютоволков на подлокотниках.
Прототип. Dire Wolf (лат. Canis dirus, рус. ужасный волк) — вид, который действительно жил на нашей планете в эпоху позднего плейстоцена на территории Северной Америки. Предположительно, как и современные волки, эти звери охотились стаями до 30 особей. Они могли охотиться на лошадей и бизонов, иногда даже на мастодонтов и гигантских ленивцев. В качестве причин вымирания называют нехватку пищи и неспособность выдержать конкуренцию с более проворными и мелкими обычными волками. Ужасные волки имели чуть более короткие, но крепкие лапы в сравнении с туловищем, имели более выраженную челюсть и более длинные зубы, чем современные серые волки; мозг был несколько меньше. Туловище в среднем достигало длины в 150 см, вес — от 50 до 80 кг. Любопытно, что существенного полового диморфизма у ужасных волков не существовало — самки были тех же размеров, что и самцы, у них была примерно та же структура костей и зубов.
Среднерусский лесной волк, один из самых крупных волков на евразийском континенте, обычно весит 40-45 кг и имеет длину до метра, однако в истории зафиксированы случаи отстрела волков до 80 килограммов весом и длиной до 160 см, что вполне сравнимо с ужасными волками.
Межевой рыцарь
Странствующий рыцарь, зарабатывающий на жизнь участием в турнирах и различными подработками.
"Межевой" - не самый очевидный, может быть, перевод в случае с мейстерами или септонами, но таков вестеросский колорит. Нedge значит не столько "межа", сколько "живая изгородь" - полоса кустарника. Подобного рода рыцари называются hedge по той причине, что часто бывают вынуждены спать в этих самых изгородях, не имея другого пристанища. Иными словами, они бродячие рыцари. Видимо, из-за качеств, которые молва справедливо или огульно приписывает подобному бродячему люду, hedgе/"межевой" приобрело еще и оттенок "ненадежный, неквалифицированный".
Межевые рыцари могут поступать на службу к лордам, за что получают от них плату, но тогда они теряют статус истинного межевого рыцаря, поскольку получают возможность отказаться от странствий и, соответственно, всех тягот и неудобств, связанных с этим.
Сир Арлан говорил что межевой рыцарь это самый истинный вид рыцаря. В народе же говорится, что межевой рыцарь и рыцарь-разбойник это две стороны одного и того же меча. В Вестеросе можно встретить оба вида.
Межевые рыцари, участвующие в турнирах, также имеют гербы.
Мейстер
Орден мейстеров объединяет учёных людей, находящихся в услужении у владетельных домов Вестероса. Мейстеры выполняют роль наставников, советников, врачей и хранителей знания.
Центром организации, своего рода университетом, где обучаются мейстеры, является Цитадель в Староместе. Она был отстроена одним из Хайтауэров, присягнувших Тиреллам, и находится под их защитой и по сей день. Лорд Хайтауэра помимо прочего именовался также «Защитником Цитадели». Величайшей добродетелью мейстеры почитали послушание, а служение — наивысшей честью.
Двумя важнейшими занятиями мейстеров являются уход за почтовыми во́ронами и медицина. Отработанная система вороновой почты позволяет пересылать письма за сотни лиг от замка к замку и от города к городу, поэтому от мейстера лорд узнает самые свежие новости и через мейстера же может, например, быстро собрать своих знаменосцев в случае войны. В качестве врача мейстер, пользуясь своими познаниями в болезнях, лекарствах и хирургии, должен охранять здоровье лорда, его домочадцев и слуг, исцеляя больных и раненых.
Разумеется, обязанности мейстера этим не исчерпываются. Мейстер является ближайшим советником лорда в делах политики и управления, а в случае отсутствия лорда временно заменяет его в этих делах. Как человек ученый и грамотный, сведущий в счетоводстве и денежных делах, мейстер в замке часто исполняет обязанности кастеляна — администратора, ответственного за управление замком и прилегающими землями, сбором податей и организацией работ. Он же служит наставником детям лорда.
Понятно, что играющий столь важное место в жизни замка мейстер не может позволить себе менять места службы, как перчатки. Как правило, единожды распределенный в какой-то замок мейстер служит в нем всю жизнь до самой смерти, как бы ни менялись владельцы замка. Переводы мейстера из одного замка в другой — как, например, Крессена из Штормового Предела на Драконий Камень — были очень редки. Даже если замок захвачен врагом — присяга обязывает мейстера служить новому хозяину, лечить его, приносить ему вести и помогать советом.
Школяры посещают читаемые архимейстерами лекции и заучивают рассказанное. Он остается в этом звании, пока не «выкует свое первое звено», то есть не сдаст экзамен по тому или иному изученному предмету одному из архимейстеров, получив право носить на шее звено цепи из соответствующего металла. Такие ученики называются уже кандидатами; в течение последующих лет последовательно изучая и сдавая другие предметы, он выковывает всю цепь мейстера.
Завершить обучение можно к двадцати пяти годам или раньше, как это сделал мейстер Пилос. По традиции, полностью выковавший свою цепь кандидат перед принятием обетов мейстера обязан провести ночь в склепе Цитадели с «волшебной» обсидиановой свечой. Принявший обеты уже может именовать себя мейстером. Лорды со всех Семи Королевств присылают в Цитадель просьбы прислать им мейстера, и новоиспеченный мейстер отправляется на службу в тот или иной замок, где остается, как правило, до самой своей смерти.
Символ звания мейстера — цепь, которую носят на шее и плечах; она тяжела и часто сдавливает горло. Каждое звено в цепи выковано из одного из известных в Семи Королевствах металлов, символизируя ту или иную дисциплину, изученную мейстером. Мейстеры обращаются со своими почетными знаками отличия по-разному — одни выставляют цепь напоказ, как мейстер Пицель, другие скромно носят ее под одеждой, как мейстер Лювин. Мейстер Эймон не снимал цепь даже на ночь, ложась спать.
Известные звенья цепи:
*Чугун (Искусство ухода и дрессировки воронов)
*Латунь
*Бронза (Астрономия)
*Медь (История)
*Золото (Математика)
*Железо (Военное дело)
*Свинец
*Тусклая сталь (Кузнечное ремесло)
*Сплав олова со свинцом
*Платина
*Красное Золото
*Серебро (Медицина и целительство)
*Сталь
*Олово
*Валирийская сталь (Магия)
Подобно тому, как современная наука отвергает существование сверхъестественного, отыскивая объяснения всему, что прежде казалось необъяснимым, мейстеры не имея возможности отрицать, всячески избегают (а по некоторым данным препятствуют) всему, что так или иначе выходит за рамки их понимания. Только единицы (один из ста) получали звено из валирийской стали, свидетельствующее об изученном курсе так называемых тайных наук, то есть магии.
Как бы там ни было, именно в Староместе хранятся 4 свечи из драконова стекла, которые якобы были привезены из Валирии еще до Рока. «Пейт слышал, четыре: одна зеленая, остальные черные, и все они высокие и витые» . Хотя в основном эти свечи - своего рода метафора знаний, тем не менее, в комнатах Марвина Мага горит одна из них. Ее свет не колеблется под ветром и необычно ярок, а тени, рожденные светом этой свечи, не являются тенью в обычном понимании. «С красками этот свет тоже творил чудеса. Белое светилось, как свежевыпавший снег, желтое сверкало как золото, красное полыхало огнем, тени же чернели, словно врата в иной мир» . Марвин Маг говорит, что с помощью такой свечи можно было видеть, что угодно, на любых расстояниях и даже сны человека, посылать ему видения, разговаривать с другими людьми, если они обладали подобной свечой.
Чардрево
Дерево с белой корой, темно-алыми пятиконечными листьями и красным соком. Живет очень долго, многим чардревам уже по нескольку тысяч лет. Священные деревья первоначально Детей Леса, а после заключения Пакта и Первых людей.
Пятиконечные листья чардрев напоминают человеческие ладони — три центральных лопасти длиннее, чем две крайних.
Во время андальского завоевания Вестероса Чардрева вырубали. Андалы верили, что зеленовидцы способны видеть глазами чардрев. Так исчезли богорощи во многих древних замках и святилищах Старых Богов, таких, как Высокое Сердце, где Арья Старк насчитала не менее 30 огромных белых пней. Кэйтилин Старк вспоминает, что чардрев на юге не осталось совсем, за исключением острова Ликов. Тем не менее, богорощи с чардревами уцелели в замках Риверран и Харренхолл. Одинокое старое чардрево растет во дворе Цитадели в Староместе.
Чардрево с вырезанным на нем человеческим лицом — так называемое сердце-древо — считается особо священным объектом, вместилищем Старых Богов. Вырезанные на таком чардреве глаза прорезаются очень глубоко и «плачут» кроваво-красным соком. Окружающий сердце-древо лес называется богорощей и является местом почитания Старых Богов. Так, сердце-дерево, росшее в богороще Винтерфелла, Эддард Старк считал сердцем замка.
Многие деревни одичалых разрастались вокруг чардрев.
В Твердыни Ночи, одном из замков Ночного Дозора, Черные Врата сделаны из Чардрева и лик высечен прямо на внешней стороне. Из чардрева же сделан стол, за котором собирались Белые Плащи. Из веток чардрева одичалые делали стрелы и древко копий.
Источник ©: Энциклопедия Песни Льда и ПламениФорум TBC